Высокий ресурс инновационного вагона проверен временем

21.02.2020 | РЖД-Партнер

Igor-Tkachev.jpgНа пространстве 1520 железнодорожный холдинг «ОВК» организовал систему проведения ремонтов грузовых вагонов, построенных на тихвинских вагоностроительных предприятиях, а также создал склады с необходимым оборотом запасных частей и комплектующих.

География выстроена с учетом полигонов курсирования тихвинских вагонов, а также пожеланий собственников и арендаторов парка. Каждому авторизованному ОВК вагоноремонтному предприятию присвоена определенная категория. Первая назначена головному сервисному центру ТСЗ «Титран-Экспресс» (входит в холдинг «ОВК»): у него имеются полномочия по авторизации депо и снабжению их запасными частями, а также проведению ежегодного контроля выполнения требований ремонтной документации. На предприятиях второй категории проводится плановый ремонт тихвинских вагонов и их основных комплектующих (колесных пар, тележек, тормозных систем, автосцепных устройств). Депо третьей категории авторизованы на текущий отцепочный ремонт, а четвертая категория выделена для складов ответственного хранения запасных частей, деталей и узлов.

Вагоны нового поколения, производимые на предприятиях железнодорожного холдинга «ОВК», оснащены инновационными тележками с повышенной осевой нагрузкой 25 тс, благодаря которым обеспечивается повышенная грузоподъемность и эксплуатационная надежность подвижного состава. Конструкция тихвинских тележек модели 18-9855 коренным образом отличается от ходовой части не только типовой модели 18-100 и ее аналогов, но и иных моделей тележек с осевой нагрузкой 25 тс, эксплуатируемых в настоящее время на железнодорожной сети. Именно поэтому еще до массового выхода на сеть вагонов нового поколения специалисты сервисного направления холдинга «ОВК» вели активную работу по подготовке депо к ремонту своих вагонов.

Особенностью конструкции тележки модели 18-9855 является применение в ее составе износостойких элементов, в частности фрикционных клиньев, адаптеров и колпаков скользунов, которые имеют предусмотренные конструкцией индикаторы износа. Последние позволяют при проведении всех видов ремонтов производить замену износостойких элементов без дополнительного измерения остаточной толщины деталей, определив их техническое состояние визуально.

В 2010 году построенные первые тихвинские вагоны модели 12-9853 вышли на сеть в рамках программы подконтрольной эксплуатации. Первые подконтрольные полувагоны до сих пор эксплуатируются на полигоне Сибири и Дальнего Востока на замкнутом маршруте между станциями Челутай и Ванино, имеющем тяжелый профиль пути и довольно жесткие условия эксплуатации. Расстояние от места погрузки до места выгрузки – около 3600 км.

Назначенный межремонтный пробег тихвинских вагонов – до 1 млн км или 8 лет. Лимитирующим элементом является кассетный подшипник, межремонтные показатели которого значительно выше обычного цилиндрического подшипника (2 года), однако даже высокие технологии кассеты имеют свой предел.

На регулярной основе уже в течение почти 10 лет проводятся комиссионные осмотры первых вагонов на определение их технического состояния. Межремонтный срок 8 лет уже подтвержден, а для подтверждения пробега подконтрольные вагоны были оставлены в эксплуатации без планового ремонта до достижения ими наработки до 1 млн км. Комиссионные осмотры проводятся при участии представителей разработчика, производителя и собственника вагонов, ОАО «РЖД» и профильных научных организаций. Результаты осмотров подконтрольной группы вагонов свидетельствуют об их высокой эксплуатационной надежности.

За период подконтрольной эксплуатации наращивание межремонтного срока и пробега производилось постепенно. Результаты проведенных плановых ремонтов тихвинских вагонов (полувагонов и вагонов-хопперов) после 4 и 6 лет эксплуатации показали незначительный износ рабочих поверхностей элементов тележки, сохранение работоспособности тормозного и автосцепного оборудования. Такая статистика позволила ввести систему ремонта вагонов на тележках модели 18-9855 по комбинированному критерию – увеличению межремонтного пробега до 1 млн км или 8 лет. Кроме того, если после 8 лет эксплуатации и пробега менее 500 тыс. км вагон поступил в плановый ремонт, его накопленный пробег не обнуляется, а сохраняется на последующий межремонтный период до достижения суммарного пробега в 1 млн км или 16 лет. При этом ремонт тележки осуществляется по состоянию ее износостойких элементов.

Если пробег вагона за 8 лет составил от 500 тыс. до 1 млн км, то он поступает в плановый ремонт, где накопленный пробег обнуляется. Ремонт тележки производится по требованиям капитального ремонта, то есть с полной заменой износостойких элементов, с использованием колесных пар, прошедших капитальный ремонт, а также с установкой новых или прошедших сервисный ремонт подшипников.

Важно отметить, что достигнутые эксплуатационные показатели тихвинского грузового вагона между плановыми ремонтами (до 1 млн км или 8 лет) в разы выше, чем у грузовых вагонов на массово эксплуатируемых тележках советского образца (160 тыс. км или 2 года).

Сервисное обслуживание вагонов нового поколения включает не только ремонт тележки, но и других узлов и деталей. Так, при изготовлении кузова, а также рамы вагонов (в основном в номенклатуре платформ и цистерн) применяются сварные и гнутые профили. Это предполагает, что в процессе ремонта кузова и рамы в случае необходимости следует применять определенные ремонтной документацией сортаменты листовой стали, а также использовать гнутые профили, выполненные по специальным условиям, для ремонта отдельных повреждений кузова. Такие запчасти предоставляются сервисными центрами.

В то же время погрузочно-разгрузочные элементы кузовов вагонов (крышки, крепления и запорные устройства разгрузочных люков полувагонов, загрузочные и разгрузочные люки вагонов-хопперов, также устройства слива-налива цистерн, плиты фитинговых упоров платформ) максимально приближены к аналогичным узлам типовых вагонов и не вызывают при проведении плановых ремонтов вопросов, требующих дополнительного обучения работников ремонтных предприятий.


Возврат к списку